Активные формы работы на уроках математики. В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в средней школе, важное место принадлежит математике, которая широко приме-няется при изучении других предметов и в практической деятельности будущих рабочих, в частности в овладении новой техникой, при чтении специальной ли-тературы. Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся оп-ределённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, научить учиться. Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока. Можно ли назвать совре-менным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материа-ла, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный по-иск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добы-вать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету. В курсе математики много различных формул. Чтобы учащиеся могли сво-бодно оперировать или при решении задач и упражнений, они должны самые распространённые из них, часто встречающиеся на практике знать наизусть. Чтобы формулы лучше запоминались, а так же для контроля за усвоением их ис-пользуется на уроках дидактические игры: Математическое домино – состоит из 12-30 карточек каждая карточка разделена чертой на две части – на одной записано задание, на другой – ответ к другому заданию. Карточки обратной связи – состоят из пяти-шести планшетов из про-зрачной плёнки, соедин. вместе в «книжку», куда вставляются карточки с отве-том. У каждого уч-ся имеются такие карточки. Вопросы задаются устно, уч-ся находят правильный ответ и показывают его. Таким образом, учителю сразу видно, кто как знает материал. При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Уч-ся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощ-никами преподавателя в проведении урока. Следует отойти от такого обучения, когда преподаватель объясняет, рассказывает новый материал, а многие уч-ся пропускают услышанное мимо ушей. Естественно, от такого традиционного урока толку мало. Лучше если урок проводится в основном методом эвристиче-ской и поисковой беседы. Это означает, что ни объяснения нового материала, ни опроса уч-ся лично учителем не проводится – всё это делается вместе с уч-ся. Наводящие вопросы побуждают их самих докапываться до сути, вместе устанав-ливается, кто из них и насколько глубоко подготовлен к новому уроку. Заметно повышают на уроке познавательный интерес уч-ся, дидактические игры. Как один из видов занимательной игры с успехом применяются учебные кросс-ворды. Напряжённого внимания и сообразительности требует также игра «в не-былицы», которую можно проводить одновременно со всем классом. Задача преподавателя – не приспосабливать обучение к индивидуальным способностям уч-ся, а максимально способствовать умственному развитию всех. В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения во-проса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе. Не надо жалеть времени на многократность повторения цифрового материала, определений, выводов, это окупится знанием уч-ся. Важно будоражить ребят заставить их думать. Уч-ся могут высказать свою точку зрения, обосновывать выводы, но если они неверны, поправить. В проведение уроков включаются технические диктанты. «Мозговые атаки», «аукционы идей», бипарные уроки, пресс - конференции, уроки –конкурсы, вик-торины, КВН, деловые игры, олимпиады. Невозможно рассмотреть все формы и методы нетрадиционного обучения, поэтому рассмотрим некоторые из них. 1.Бипарный урок. Такой урок часто называют интегрированным. Главное преимущество би-парного урока заключается в возможности создать у учащихся систему знаний, помочь представить взаимосвязь предметов. Бипарные уроки требуют активно-сти каждого уч-ся, поэтому класс нужно готовить к их проведению: предложить литературу по теме урока, посоветовать обобщить практический опыт, присмот-реться к конкретному явлению. Бипарные уроки помогают сплотить педагогиче-ский коллектив, поставить перед ним общие задачи, выработать единые действия и требования. Удачно сочетаются с бипарном уроке теоретическое и производст-венное обучение. 2.Бит-урок. Урок включает три элемента: беседа, игра, творчество. Преимущество Бит-урока в его любопытности. Уч-ся не успевают устать, их внимание всё время поддерживается и развивается. Такой урок благодаря своему эмоциональному накалу, элементам соревновательности имеет глубокий воспитательный эффект. Ребята на практике видят те возможности, которые представляет творческая кол-лективная работа. 3.Урок – аукцион. До начала «аукциона» экспертами определяется «продажная стоимость» идей. Затем идеи «продаются», автор идеи, получивший большую цену, призна-ётся победителем. Идея переходит к разработчиком, обосновывающим свои ва-рианты. Аукцион может быть проведён в два тура. Идеи, прошедшие на второй тур, могут быть опробованы в практич. задачах. 4. «Мозговая атака». Урок имеет сходство с «аукционом». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За оп-ределённое время уч-ся предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление уч-ся на уроке возможность предла-гать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает доверия к преподавателю, но и делает обучение «ком-фортным». 5. Урок-викторина «Что? Где? Когда?» Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние за-дания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для ка-питанов. Игра состоит из шести этапов. 1. Вступительное слово учителя. 2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы. 3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и кол-во баллов за ответ. Выбираются орбиты. 4. Игра «что? где? когда?». 5. Подведение итогов. 6. Заключительное слово преподавателя. 6. Урок – деловая игра. Такой урок удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Класс разбивается на группы (2 – 3). Каждая группа получает задание и затем расска-зывает их решение. Проводится обмен задачами. 7. Урок – экскурсия. Или заочное путешествие (может очное). План проведения. 1. Сообщение темы. 2. Вступительное слово ведущего. 3. Объяснение нового материала путём имитируемой экскурсии – проводит экскурсовод ученик, учитель, родитель, шеф и др. 4. Ответы на вопросы, которые возникли в ходе экскурсии. 5. Подарки и сувениры на память (готовить за ранее). 8. Урок- КВН. 1. Приветствие команд (домашнее задание). 2. Разминка. Команды задают друг другу вопросы. 3. Домашнее задание (проверка на кодоплёнке). 4. Выполнение по 3 – 4 задания членами команды у доски. 5. Задания капитанам команд (по карточкам). 6. Подведение итогов. 9. Урок - круглый стол. Выбирается ведущий и 5 – 6 комментаторов по проблемам темы. Вступи-тельное слово учителя. Выбираются основные направления темы и преподава-тель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает урок, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению весь класс. Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям. 10. Урок - семинар. Уроки такой формы проводятся после завершения темы, разделов. Заранее даются вопросы семинарского занятия, отражающие материал данного раздела и межпредметную связь. После заслушивания исчерпывающих ответов на постав-ленные вопросы семинара, учитель подводит итог урока, и нацеливает учащегося на подготовку к уроку- зачету по данной теме. 11.Урок – зачет. Проводить его можно в разных вариантах. Первый - когда экзаменато- рами свободные от уроков преподаватели. Второй – экзаменаторами выступают более эрудированные, хорошо усвоившие тему учащиеся, звеньевые каждого звена. В конце урока подводится итог. Используется и коллективный способ обучения. Например, решение упражнений с последующей взаимопроверкой. Класс разби-вается на несколько групп, назначается консультант. Каждая группа получает карточки – задания. Первый пример решает и объясняет консультант, а осталь-ные учащиеся выполняют самостоятельно. Консультанты координируют и ведут учет. Учитель следит за работой всех. 12. Интегрированные уроки. Уроки такого типа проводятся сразу 2 – 3 преподавателями. Например: а) математики, физики и информатики б) математики, учителя черчения, производственного обучения. Составляются алгоритмы решения задачи с использованием знаний по матема-тике, физике и т.д. 13. Урок-лекция. Практика показывает, что темп лекции должен быть посильным для уча-щихся, повторы лекции не желательны. Их можно избежать путём варьирования основной мысли. При демонстрации средств наглядности не должно быть моно-логичного изложения, нужно привлекать к разговору учащихся. Лекция ориен-тирует учащихся в сложном материале, развивает их умственную активность, учит мыслить. Лекция носит поисковый характер, вопросы привлекают учащих-ся. Например, лекция по теме «Декартовы координаты в пр-ве» 1. Введение декартовых координат на пл-ти. 2. Введение декартовых координат в пр-ве. 3. Жизнь и деятельность Р. Декарта (уч-ся). 4. Формула расстояния между двумя точками. 5. Формулы координат середины отрезка. 6. Преобразование фигур в пр-ве. 7. Использование декартовых координат в других науках. 14.Использование учащихся для контроля. Эффективность этого метода давно проверена и признана. Учащиеся выбирают бригадиров из числа наиболее успевающих учащихся и сами записы-ваются в эти бригады. Бригадиры проверяют выполнение домашнего зада-ния,оценивают работы после Математического диктанта, самостоятельной ра-боты, обучают тех кто болел, занимаются с отстающими. На занятиях бригадиры имеют право помогать своим учащимся. Соревнования между бригадами повы-шают интерес и познавательную активность учащихся.
|