Главная
Регистрация
Вход
Суббота
23.11.2024
10:03
| RSS

Персональный сайт преподавателя математики

Гималдиновой Яны Асхатовны


Меню сайта

Категории раздела
Статьи [8]
Статья "Реализация творческого потенциала учителя и учащихся через нетрадиционные формы уроков математики"
Опыт [3]
Обобщенный педагогический опыт

Наш опрос
Какова, на ваш взгляд, главная задача реформирования российской школы?
Всего ответов: 88

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Статьи

Активные формы работы на уроках математики
Активные формы работы на уроках математики.

В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в средней школе, важное место принадлежит математике, которая широко приме-няется при изучении других предметов и в практической деятельности будущих рабочих, в частности в овладении новой техникой, при чтении специальной ли-тературы. Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся оп-ределённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, научить учиться.
Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока. Можно ли назвать совре-менным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материа-ла, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.
Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный по-иск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добы-вать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.
В курсе математики много различных формул. Чтобы учащиеся могли сво-бодно оперировать или при решении задач и упражнений, они должны самые распространённые из них, часто встречающиеся на практике знать наизусть. Чтобы формулы лучше запоминались, а так же для контроля за усвоением их ис-пользуется на уроках дидактические игры:
Математическое домино – состоит из 12-30 карточек каждая карточка разделена чертой на две части – на одной записано задание, на другой – ответ к другому заданию.
Карточки обратной связи – состоят из пяти-шести планшетов из про-зрачной плёнки, соедин. вместе в «книжку», куда вставляются карточки с отве-том. У каждого уч-ся имеются такие карточки. Вопросы задаются устно, уч-ся находят правильный ответ и показывают его. Таким образом, учителю сразу видно, кто как знает материал.
При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Уч-ся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощ-никами преподавателя в проведении урока. Следует отойти от такого обучения, когда преподаватель объясняет, рассказывает новый материал, а многие уч-ся пропускают услышанное мимо ушей. Естественно, от такого традиционного урока толку мало. Лучше если урок проводится в основном методом эвристиче-ской и поисковой беседы. Это означает, что ни объяснения нового материала, ни опроса уч-ся лично учителем не проводится – всё это делается вместе с уч-ся. Наводящие вопросы побуждают их самих докапываться до сути, вместе устанав-ливается, кто из них и насколько глубоко подготовлен к новому уроку.
Заметно повышают на уроке познавательный интерес уч-ся, дидактические игры. Как один из видов занимательной игры с успехом применяются учебные кросс-ворды. Напряжённого внимания и сообразительности требует также игра «в не-былицы», которую можно проводить одновременно со всем классом.
Задача преподавателя – не приспосабливать обучение к индивидуальным способностям уч-ся, а максимально способствовать умственному развитию всех. В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения во-проса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе.
Не надо жалеть времени на многократность повторения цифрового материала, определений, выводов, это окупится знанием уч-ся.
Важно будоражить ребят заставить их думать. Уч-ся могут высказать свою точку зрения, обосновывать выводы, но если они неверны, поправить.
В проведение уроков включаются технические диктанты. «Мозговые атаки», «аукционы идей», бипарные уроки, пресс - конференции, уроки –конкурсы, вик-торины, КВН, деловые игры, олимпиады. Невозможно рассмотреть все формы и методы нетрадиционного обучения, поэтому рассмотрим некоторые из них.
1.Бипарный урок.
Такой урок часто называют интегрированным. Главное преимущество би-парного урока заключается в возможности создать у учащихся систему знаний, помочь представить взаимосвязь предметов. Бипарные уроки требуют активно-сти каждого уч-ся, поэтому класс нужно готовить к их проведению: предложить литературу по теме урока, посоветовать обобщить практический опыт, присмот-реться к конкретному явлению. Бипарные уроки помогают сплотить педагогиче-ский коллектив, поставить перед ним общие задачи, выработать единые действия и требования. Удачно сочетаются с бипарном уроке теоретическое и производст-венное обучение.
2.Бит-урок.
Урок включает три элемента: беседа, игра, творчество. Преимущество Бит-урока в его любопытности. Уч-ся не успевают устать, их внимание всё время поддерживается и развивается. Такой урок благодаря своему эмоциональному накалу, элементам соревновательности имеет глубокий воспитательный эффект. Ребята на практике видят те возможности, которые представляет творческая кол-лективная работа.
3.Урок – аукцион.
До начала «аукциона» экспертами определяется «продажная стоимость» идей. Затем идеи «продаются», автор идеи, получивший большую цену, призна-ётся победителем. Идея переходит к разработчиком, обосновывающим свои ва-рианты. Аукцион может быть проведён в два тура. Идеи, прошедшие на второй тур, могут быть опробованы в практич. задачах.
4. «Мозговая атака».
Урок имеет сходство с «аукционом». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За оп-ределённое время уч-ся предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление уч-ся на уроке возможность предла-гать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает доверия к преподавателю, но и делает обучение «ком-фортным».
5. Урок-викторина «Что? Где? Когда?»
Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние за-дания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для ка-питанов. Игра состоит из шести этапов.
1. Вступительное слово учителя.
2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы.
3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и кол-во баллов за ответ. Выбираются орбиты.
4. Игра «что? где? когда?».
5. Подведение итогов.
6. Заключительное слово преподавателя.
6. Урок – деловая игра.
Такой урок удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Класс разбивается на группы (2 – 3). Каждая группа получает задание и затем расска-зывает их решение. Проводится обмен задачами.
7. Урок – экскурсия.
Или заочное путешествие (может очное).
План проведения.
1. Сообщение темы.
2. Вступительное слово ведущего.
3. Объяснение нового материала путём имитируемой экскурсии – проводит экскурсовод ученик, учитель, родитель, шеф и др.
4. Ответы на вопросы, которые возникли в ходе экскурсии.
5. Подарки и сувениры на память (готовить за ранее).
8. Урок- КВН.
1. Приветствие команд (домашнее задание).
2. Разминка. Команды задают друг другу вопросы.
3. Домашнее задание (проверка на кодоплёнке).
4. Выполнение по 3 – 4 задания членами команды у доски.
5. Задания капитанам команд (по карточкам).
6. Подведение итогов.
9. Урок - круглый стол.
Выбирается ведущий и 5 – 6 комментаторов по проблемам темы. Вступи-тельное слово учителя. Выбираются основные направления темы и преподава-тель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает урок, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению весь класс.
Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям.
10. Урок - семинар. Уроки такой формы проводятся после завершения темы, разделов. Заранее даются вопросы семинарского занятия, отражающие материал данного раздела и межпредметную связь. После заслушивания исчерпывающих ответов на постав-ленные вопросы семинара, учитель подводит итог урока, и нацеливает учащегося на подготовку к уроку- зачету по данной теме.
11.Урок – зачет.
Проводить его можно в разных вариантах. Первый - когда экзаменато- рами свободные от уроков преподаватели. Второй – экзаменаторами выступают более эрудированные, хорошо усвоившие тему учащиеся, звеньевые каждого звена. В конце урока подводится итог. Используется и коллективный способ обучения. Например, решение упражнений с последующей взаимопроверкой. Класс разби-вается на несколько групп, назначается консультант. Каждая группа получает карточки – задания. Первый пример решает и объясняет консультант, а осталь-ные учащиеся выполняют самостоятельно. Консультанты координируют и ведут учет. Учитель следит за работой всех.
12. Интегрированные уроки.
Уроки такого типа проводятся сразу 2 – 3 преподавателями. Например:
а) математики, физики и информатики
б) математики, учителя черчения, производственного обучения.
Составляются алгоритмы решения задачи с использованием знаний по матема-тике, физике и т.д.
13. Урок-лекция.
Практика показывает, что темп лекции должен быть посильным для уча-щихся, повторы лекции не желательны. Их можно избежать путём варьирования основной мысли. При демонстрации средств наглядности не должно быть моно-логичного изложения, нужно привлекать к разговору учащихся. Лекция ориен-тирует учащихся в сложном материале, развивает их умственную активность, учит мыслить. Лекция носит поисковый характер, вопросы привлекают учащих-ся. Например, лекция по теме «Декартовы координаты в пр-ве»
1. Введение декартовых координат на пл-ти.
2. Введение декартовых координат в пр-ве.
3. Жизнь и деятельность Р. Декарта (уч-ся).
4. Формула расстояния между двумя точками.
5. Формулы координат середины отрезка.
6. Преобразование фигур в пр-ве.
7. Использование декартовых координат в других науках.

14.Использование учащихся для контроля.
Эффективность этого метода давно проверена и признана. Учащиеся выбирают бригадиров из числа наиболее успевающих учащихся и сами записы-ваются в эти бригады. Бригадиры проверяют выполнение домашнего зада-ния,оценивают работы после Математического диктанта, самостоятельной ра-боты, обучают тех кто болел, занимаются с отстающими. На занятиях бригадиры имеют право помогать своим учащимся. Соревнования между бригадами повы-шают интерес и познавательную активность учащихся.

Категория: Статьи | Добавил: Yana31reg (25.10.2009)
Просмотров: 18130 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Друзья сайта
  • 31BEL | Бел. Портал
  • Alex31 | Персональный блог
  • WebHost31 | Качественный хостинг от 31р.
  • FastImages - Бесплатный хостинг изображений
  • Сайт Гребенникова С.И.
  • Сайт Гребенниковой Ю.М.


  • Купить ссылку за 5р | Поставить к себе на сайт
    Yana31ReG © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz