Главная
Регистрация
Вход
Суббота
18.05.2024
07:56
| RSS

Персональный сайт преподавателя математики

Гималдиновой Яны Асхатовны


Меню сайта

Категории раздела
Статьи [8]
Статья "Реализация творческого потенциала учителя и учащихся через нетрадиционные формы уроков математики"
Опыт [3]
Обобщенный педагогический опыт

Наш опрос
Какова, на ваш взгляд, главная задача реформирования российской школы?
Всего ответов: 88

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Статьи

Развитие научного потенциала школьников в учебном процессе школы
Одной из важнейших задач развития потенциала научно-технического комплекса нашей страны является создание условий для привлечения и за-крепления талантливой молодежи в сфере науки, формирование системы не-прерывной подготовки кадров высокой квалификации, начальным этапом ко-торой является организация научно-исследовательской деятельности в шко-ле.
Общепризнанно, что привлечение перспективной молодежи к научной деятельности осуществляется, как правило, в период их обучения в вузе, но нельзя забывать, что научный потенциал страны закладывается на школьной скамье. Нынешнее образование ориентировано на развитие личности. Совре-менному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. А значит, возникает не-обходимость организации учебного процесса на основе исследовательской деятельности школьников. Для этого нужно создать для учащихся новое поле деятельности - научные исследования, изучение методов исследовательской и проектной деятельности по разным направлениям.
Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебной работы, которая побуждает учащихся к решению ис-следовательской задачи в различных областях науки, техники, искусства с заранее неизвестным результатом. Подобная форма предполагает наличие основных этапов, которые характерны для научного исследования: постанов-ки проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор материала, анализ материала, обобщение и выводы. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности начинает-ся, как правило, в старших классах, но и более раннее включение в творче-ский процесс положительно влияет на формирование интеллектуальных и творческих способностей, развивает позитивные качества личности ребёнка. В связи с этим работу по подготовке к исследовательской деятельности мож-но начинать еще в младшей школе.
В каждого ребенка природа вложила склонность к познанию и иссле-дованию окружающего мира. Правильно организованное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствую-щих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследо-ванию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности.
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков должна осуществляться, главным образом, на уроках. Этому способствуют совре-менные интерактивные технологии, а также информационные технологии, которые широко внедряются в практику работы школы. Учителя ищут эф-фективные пути и средства развития научного потенциала школьников. Они активно используют технологии развивающего обучения, согласно которым истина не преподносится учителем, а открывается самими ребятами под на-правляющим контролем учителя. Основным методом всех технологий разви-вающего обучения является исследовательская деятельность учащихся. В на-учно-методической литературе к методам исследования относят также метод открытий, эвристический метод и метод решения проблем. Применение ме-тода проектов и модульного обучения на уроках позволяет развивать крити-ческое и творческое мышление, формировать навыки работы с научной, на-учно-популярной литературой. Опыт многих педагогов показывает, что учи-теля, владеющие методами научно - исследовательской работы, ведут целе-направленную работу по развитию творческих способностей учащихся, мо-делируют в учебном процессе самостоятельные работы с элементами иссле-дования. Преподаватель организует виды учебной деятельности, имеющие сходство с деятельностью ученых (эмпирические наблюдения, социологиче-ские опросы, анализ научной литературы и т.д.). Прививать ученикам инте-рес к исследованию, значит вооружать их методами научно-исследовательской деятельности. На уроках необходимо организовать работу ребят так, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, по-следовательно проходя все его основные позиции.
Этапы научной творческой деятельности (по Мельниковой Е.Л.)
1. Постановка проблемы — возникновение проблемной ситуации, осознание ее противоречия, формулирование проблемы. В результате проблема — во-прос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения.
2. Поиск решения — выдвижение гипотез и их проверка. В результате реше-ние проблемы — понимание нового знания.
3. Выражение решения — выражение нового знания научным языком в при-нятой форме. В результате — продукт — рукопись (книги, статьи, диссерта-ции, доклада).
4. Реализация продукта — публичное представление продукта. В результате — публикация, выступление.
Адаптируя перечисленные этапы для школы, получаем урок, содержащий следующие учебные элементы:
1) Ситуация успеха. Ученикам предлагается задачи, которые каждый ученик решает без особых затруднений.
2) Проблемная ситуация. Ученикам предлагается задача, решение которой вызывает у них затруднения, так как они не имеют еще необходимых зна-ний.
3) Постановка проблемы. Осознав проблему, ребята определяют, каких зна-ний им не хватает, для того чтобы решить задачу, выдвигают гипотезы о возможных путях ее решения.
4) Попытка решения проблемы. Если ученики предлагают несколько путей решения проблемы, то класс делится на группы. Каждая группа реализует свой путь решения.
5) Презентация проекта исследовательской деятельности членами каждой группы по следующему плану. В презентации отражается проблема, ре-шаемая группой, выдвинутая гипотеза, пути решения проблемы и выводы, которые подтверждают или опровергают гипотезы.
Роль учителя на таком уроке сводится к направляющему контролю и оказа-нию консультативной помощи группам, если это необходимо.
Проведение уроков, на которых применяется исследовательский метод - это не только действенный способ расширить кругозор учащихся, углубить их знания по предмету, но и прекрасная возможность для ребят определить свои способности проводить научное исследование, проверить себя в уме-нии выступать перед аудиторией.
В современном мире стала очевидной успешность и востребованность человека, умеющего аргументировано доказывать свою точку зрения, имею-щего научный потенциал. Старшеклассник сегодня - это студент завтра. По-этому подобные навыки, полученные в школе, смогут сослужить добрую службу тем, кто захочет продолжить заниматься наукой в вузе. Может ока-заться так, что кто - то продолжит изучение выбранной в школе темы, и в дальнейшем она выльется в хорошую курсовую или дипломную работу.
Категория: Статьи | Добавил: Yana31reg (26.03.2011)
Просмотров: 2255 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Друзья сайта
  • 31BEL | Бел. Портал
  • Alex31 | Персональный блог
  • WebHost31 | Качественный хостинг от 31р.
  • FastImages - Бесплатный хостинг изображений
  • Сайт Гребенникова С.И.
  • Сайт Гребенниковой Ю.М.


  • Купить ссылку за 5р | Поставить к себе на сайт
    Yana31ReG © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz