Главная
Регистрация
Вход
Суббота
18.05.2024
07:56
| RSS

Персональный сайт преподавателя математики

Гималдиновой Яны Асхатовны


Меню сайта

Категории раздела
Статьи [8]
Статья "Реализация творческого потенциала учителя и учащихся через нетрадиционные формы уроков математики"
Опыт [3]
Обобщенный педагогический опыт

Наш опрос
Какова, на ваш взгляд, главная задача реформирования российской школы?
Всего ответов: 88

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Статьи

Многовариантные и разноуровневые самостоятельные работы на уроках математики как способ развития познавательной самостоятельности учащихся.
Многовариантные и разноуровневые самостоятельные работы на уроках ма-тематики как способ развития познавательной самостоятельности учащихся.
Самостоятельная деятельность учащихся является важной составляющей процесса обучения, воспитания, развития школьника. Она подразумевает позна-вательную деятельность, активность ученика, стремление добиваться поставлен-ной цели.
Познавательная самостоятельность, которая является залогом успешной са-мостоятельной деятельности, формируется главным образом в процессе их само-стоятельной работы. В то же время, в рамках самостоятельной работы наиболее эффективно реализуются идеи уровневой дифференциации, поскольку именно та-кая форма работы позволяет учащимся работать в своем темпе, выполнять по-сильные задания, которые учитель подбирает из учета особенностей познаватель-ного и учебного уровня ученика.
И. Унт под самостоятельной работой ученика понимает такой способ учеб-ной работы, где:
• учащимся предлагаются учебные задания и руководство для их выполне-ния,
• работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руко-водством,
• выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения.
Трудно переоценить значение самостоятельной работы учащихся, потому как без нее невозможен процесс овладения знаниями на различных этапах урока: при изучении нового материала, его закреплении, систематизации, контроле.
В теории и практике обучения наиболее распространены следующие подхо-ды к классификации самостоятельных работ:
• по дидактическим целям (обучающие, контролирующие, развивающие);
• по уровню самостоятельности учащихся (по образцу, реконструктивно-вариативные, частично-поисковые (эвристические), исследовательские (творческие));
• по степени индивидуализации (общеклассные, групповые и индивидуаль-ные);
• по источнику и методу приобретения знаний (работа с книгой, решение и составление задач, лабораторные и практические работы, подготовка докла-дов, рефератов и т.д.)
• по форме выполнения (устные и письменные самостоятельные работы);
• по месту выполнения (классные и домашние).
Рассмотрим некоторые виды самостоятельных работ и их сочетание более подробно.
Классификация по степени индивидуализации включает общеклассные, групповые и индивидуальные самостоятельные работы. Их проводят, в той или иной мере учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, в условиях органического соединения индивидуальной и коллективной деятельности уча-щихся.
Самостоятельные работы по дидактическому назначению можно разделить на обучающие, контролирующие и развивающие.
Обучающие работы предназначены для организации самостоятельной дея-тельности учащихся, ориентированной на усвоение знаний и выработку умений применять их. Они часто носят индивидуальный характер и предназначены для ребят, по тем или иным причинам, не усвоившим материал вместе с остальной ча-стью класса. Обучающие самостоятельные работы в свою очередь подразделяют на работы по формированию знаний и работы по формированию умений. Во всех случаях надо стремиться проводить обучающие работы в непринужденной, дело-вой обстановке, чтобы ребята не боялись задавать любые вопросы, были бы уве-рены, что за ошибки их не накажут, а там, где требуется, помогут, покажут, по-вторно разъяснят непонятое.
Развивающие самостоятельные работы даются либо индивидуально каж-дому ученику, либо всему классу сразу с целью привлечения внимания к нестан-дартным заданиям, которые способствуют развитию логического мышления. Та-кие задания полезно давать ученикам в качестве домашней работы. На уроках развивающим задачам обычно отводят немного времени и предлагают ученикам в конце урока, если остается время после изучения запланированного материала, либо в начале, в качестве разминки. Если систематически уделять 5-10 минут урока таким задачам результаты не заставят себя ждать.
Например:
1. Найти сходство (общие признаки, свойства, характеристики) у разных геомет-рических объектов (у ромба и прямоугольника; треугольника и трапеции; ок-ружности и сферы; смежных углов и вертикальных углов и т. д.).
2. а) Перечислить как можно больше геометрических объектов с данным свойст-вом (имеет прямой угол; содержит 4 отрезка; диагонали точкой пересечения делятся пополам; можно вписать окружность). б) Перечислить как можно больше предметов, обладающих несколькими заданными свойствами (имеет прямой угол и острый; имеет два равных угла).
Развивающими являются самостоятельные работы с переадресацией цели. Например, задания с кодами. На урок задаются примеры, решая которые ученик получает ответ. Все ответы и посторонние значения заносятся в таблицу, где на-против значения указана буква или слог. Из полученных ответов-букв (слогов) складываются слова или предложения.
Например: самостоятельная работа с шифровкой по теме «Первообразная»
Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке нам предстоит поработать шифровщиками. Для этого вам понадобится разделиться на 5 групп. Каждая группа получит задания, решив которые, с помощью ключа, сможет расшифро-вать буквы. Эти буквы необходимо записать на доске (каждой группе выдаётся фломастер определенного цвета) в том порядке, в котором они были получены. Если все задания решены верно и верно определены буквы, то в результате наших совместных усилий мы сможем прочесть высказывание знаменитого ученого А. Нивена.
Контролирующие самостоятельные работы призваны проверить степень усвоения материала учениками для своевременной коррекции знаний и накопле-ния оценок. Нередко со всеми учащимися класса проводятся двух и более вари-антные самостоятельные работы, идентичные по содержанию. Ныне же все боль-шее применение получают дифференцированные самостоятельные работы, соот-ветствующие разному уровню подготовленности учащихся одного и того же класса. Обычно в практике обучения используются до восьми вариантов разно-уровневых заданий.
В своей практике для развития самостоятельности мышления, я использую самостоятельные и контрольные работы не менее чем в четырех вариантах. В за-висимости от степени сложности темы, работы дифференцируются по уровням сложности. К первому, более легкому уровню, часто прилагается справочный ма-териал, опорные формулы.
Например: Самостоятельная работа по теме «Область определения функции»
При выполнении самостоятельных работ по образцу учащиеся не выходят за рамки воспроизводящей деятельности, которая направлена на овладение ос-новными знаниями, умениями, способами работы. Предлагаемые при этом зада-ния выполняются по образцам и алгоритмам, показанным учителем или подробно описанным в учебнике. Они играют важную роль при первичном закреплении изученного, ибо способствуют созданию условий для перехода учащихся к вы-полнению заданий, требующих более высокого уровня самостоятельности. По-этому учитель должен уметь отбирать, вовремя предъявлять и требовать от уча-щихся их точного воспроизведения.
Например: Алгоритм нахождения промежутков возрастания и убывания функции
1) Найти область определения функции
2) Найти производную функции
3) Приравнять производную к нулю и найти критические точки функции
4) Отметить критические точки на области определения
5) Вычислить знак производной в каждом из полученных интервалов
6) Выяснить поведение функции в каждом интервале.
Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного вида обычно содержат в себе задачи, по условиям которых учащимся приходится анализиро-вать новые для них ситуации, переформулировать их, выбирать из известных спо-собов наиболее рациональные. Они отличаются от работ по образцу тем, что при их выполнении необходимо преобразовать исходные данные, т.е. проявить более высокий уровень самостоятельности.
Еще более высокий уровень самостоятельности учащиеся проявляют при выполнении частично-поисковых (эвристических) работ, требующих переноса знаний и умений в необычные, нестандартные ситуации. Высшая степень само-стоятельности учащихся проявляется при выполнении исследовательских (творческих) самостоятельных работ. Здесь, пользуясь накопленными знаниями и умениями, выдвигая и проверяя собственные гипотезы и суждения, они учатся открывать для себя новые сведения об изучаемых объектах. Такие задачи облада-ют наибольшим развивающим потенциалом. Полезно сначала задавать подобные самостоятельные работы на дом, чтобы ребенок мог попробовать решить задачу без помощи учителя, вникнуть в суть, предложить свой способ решения, а уже за-тем обсудить решение всем коллективом. Обычно эвристические задачи исполь-зуются при проведении олимпиад, турниров, конкурсов.
Самостоятельные работы разных типов и видов с большим или малым ко-личеством вариантов призваны обеспечить индивидуализацию обучения, его гу-манизацию. Они направлены в первую очередь на развитие познавательной само-стоятельности ребенка, которая очень необходима для жизни в современном ин-формационном обществе.
Категория: Статьи | Добавил: Yana31reg (25.10.2009)
Просмотров: 7443 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Друзья сайта
  • 31BEL | Бел. Портал
  • Alex31 | Персональный блог
  • WebHost31 | Качественный хостинг от 31р.
  • FastImages - Бесплатный хостинг изображений
  • Сайт Гребенникова С.И.
  • Сайт Гребенниковой Ю.М.


  • Купить ссылку за 5р | Поставить к себе на сайт
    Yana31ReG © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz