Главная
Регистрация
Вход
Суббота
18.05.2024
08:07
| RSS

Персональный сайт преподавателя математики

Гималдиновой Яны Асхатовны


Меню сайта

Категории раздела
Статьи [8]
Статья "Реализация творческого потенциала учителя и учащихся через нетрадиционные формы уроков математики"
Опыт [3]
Обобщенный педагогический опыт

Наш опрос
Какова, на ваш взгляд, главная задача реформирования российской школы?
Всего ответов: 88

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Статьи

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках математики в средней и старшей школе.
Применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе школы уже давно обсуждается во всех методических газетах и журналах. При этом каждому преподавателю очевидна целесообразность применения компьютеров, мультимедийных проекторов, интерактивных досок, планшетов для обучения в любом звене школы. Богатейшие возможности представления информации с использованием мультимедиа позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера или интерактивной доски создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы, способствует индивидуализации обучения. Таким образом, информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
У информационно-коммуникативных технологий существует множество определений, и почти все они сходятся на том, что эти технологии включает в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию в интегрированном представлении, допускающую различные способы структурирования и представления.
Перечислю некоторые дидактические возможности средств мультимедиа в учебном процессе:
1. расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
2. привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
3. развитие познавательных способностей учащихся;
4. интегрированное обучение предмету;
5. развитие мотивации у учащихся.
При этом компьютер или интерактивная доска может выступать в роли источника учебной информации, наглядного пособия (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), тренажера, а так же средства диагностики и контроля.
Рассмотрим информационно-коммуникативные технологии как средство обучения школьников среднего и старшего звена. В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе и математики. Не подменяя собой, учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они могут быть привязаны или не привязаны к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Основную роль играет задачный материал, использование которого варьируется преподавателем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники по планиметрии, стереометрии, алгебре, алгебре и началам анализа. При помощи этих программ ученик самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания. Здесь имеются теоретические вопросы, образцы выполнения заданий, задания с подсказками, задания для самопроверки. Программы удобны своей универсальностью. Они могут быть использованы и для самоконтроля, и для контроля со стороны преподавателя.
В своей практике я использую несколько обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса математики для работы с учащимися, способными достаточно быстро усваивать учебный материал. Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. А я в это время с классом отрабатываю материал обязательного уровня обучения, представленный на интерактивной доске. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом, в результате которого они заинтересованы. Также я считаю полезным применять обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных ребят. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Учащимся дается возможность запросить определенную форму помощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, графиками, примерами и т.д. Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. В ходе решения задач ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране. Работая с обучающейся программой, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Создается благоприятный психологический климат, так как ученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи обучающей программы. Но это вовсе не понижает уровень принадлежности преподавателя к проведению урока. Преподаватель на уроке изучения нового материала перестает быть авторитарным и единственным источником знания, и становится руководителем и помощником своих учеников в образовательном процессе. Ребятам предоставляется возможность самостоятельно искать нужные им знания в быстро меняющемся мире, и поэтому им требуется значительное количество индивидуальных стратегий обучения, которые позволили бы каждому из них стать активным участником учебного процесса. Использование информационно-коммуникативных технологий не отменяет методический подход при построении урока. Так же как в обычном уроке, на уроке с использованием ИКТ должны присутствовать цели дидактические задачи, а так же прослеживаться этапы соответствующие тому или иному типу урока.
В настоящее время создание графики для многих педагогов намного сложнее, чем написать обычный учебный план. Так как, создание графики требует от педагога не только отличное знание темы, программы, но и хорошие знание и владение информационными технологиями. Это трудоемкий процесс, но «цель оправдывает средства». Как пример приведу один из уроков изучения нового материала с применением ИКТ.
«Показательная функция» по программе изучается в 11-м классе общеобразовательной школы. Для проведения урока, прежде всего, необходимо создать презентацию по теме. Создание презентации требует хорошо продуманный алгоритм. К примеру:
1. дать определение показательной функции;
- решить упражнения на определение показательной функции;
2. показать область определения и множество значений показательной функции;
- решить упражнения на нахождение области определения и множества значений;
3. проверить показательную функцию на четность и нечетность;
- решить упражнения на исследование функции на четность или нечетность;
4. основываясь на изученный материал, найти производную показательной функции;
- решить упражнения на нахождение производной показательной функции;
5. показать промежутки возрастания и убывания показательной функции;
6. рассмотреть графики показательной функции при различных α.
- решить упражнения на соответствие функций и графиков;
7. показать вычисление значений показательной функции;
- решить примеры на вычисление приближенных значений корней.
8. срез и контроль знаний – тест.
Каждый пункт данного алгоритма я оформляю как отдельный слайд. Таким образом, добиваюсь большей наглядности, что способствует хорошему восприятию и пониманию учащимися материала. Ребята могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они могут изучать именно тот материал, который их интересует, повторять материал столько раз, сколько им нужно, и это помогает устранить многие препятствия их индивидуальному восприятию.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Использование мультимедиа, как правило, позволяет предоставить обучающимся больше возможностей для самостоятельной и независимой работы, а также – гибко варьировать учебные графики.
В различных контекстах мультимедийные продукты и услуги Интернета могут использоваться для выработки созидательных навыков и развития критического мышления. ИКТ могут быть использованы для улучшения качества образования в отдельных предметных областях, в том числе в математике. Использование мультимедиа позволяет обучающимся самостоятельно работать над учебными материалами и самостоятельно решать, как изучать материалы, в какой последовательности и как использовать интерактивные возможности программных обеспечений, как реализовать совместную работу с другими членами учебной группы. Таким образом, ученик становятся активными участниками образовательного процесса.
Процесс информатизации образования затрагивает все сферы функционирования школы. Уровень применения средств информационно-коммуникативных технологий в педагогической деятельности является одним из важных показателей развития информационных компетенций педагога.
Категория: Статьи | Добавил: Yana31reg (21.10.2011)
Просмотров: 1849 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Друзья сайта
  • 31BEL | Бел. Портал
  • Alex31 | Персональный блог
  • WebHost31 | Качественный хостинг от 31р.
  • FastImages - Бесплатный хостинг изображений
  • Сайт Гребенникова С.И.
  • Сайт Гребенниковой Ю.М.


  • Купить ссылку за 5р | Поставить к себе на сайт
    Yana31ReG © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz